Классификация поездов по номерам

Что означает номер поезда

Номер поезда дальнего следования состоит из трехзначного числа и одной буквы. По ним можно определить направление движения поезда, его тип (пассажирский, скорый, скоростной и т.п.). Каждый символ делает номер поезда уникальным и часто соответствует железной дороге отправления.

Например, на каждом направлении есть поезд 001/002. Буква возле номера нужна, чтобы отличать поезд 001А Санкт-Петербург — Москва от поезда 001Г Казань — Москва.

При этом поезда с одинаковым номером никогда не встречаются на одной станции и не ходят по одному маршруту. Каждый номер имеет свое значение.

Классификация поездов по номерам

  • 001–150 — скорые поезда, которые есть в расписании круглый год (в том числе и фирменные поезда)
  • 151–298 — скорые поезда сезонного или разового назначения (пускают в праздничные дни, или только летом, или только зимой и т.п.)
  • 301–450 — пассажирские круглогодичные поезда
  • 451–598 — пассажирские поезда сезонного или разового назначения
  • 701–750 — скоростные поезда (средняя маршрутная скорость с учётом стоянок —91 км/ч и более; например, «Ласточки»)
  • 751–788 — высокоскоростные поезда (от 161 км/ч; например, «Сапсан», «Аллегро», «Невский экспресс»)

Подробнее о видах и расшифровке номеров поездов мы рассказали здесь.

  • Если номер чётный, то поезд идёт на север или восток.
  • Если номер нечётный, поезд идёт на юг или запад.

Также свою нумерацию имеют пригородные (четырёхзначные номера 6001–7628) и специальные поезда:

  • 901–920 — служебные поезда
  • 921–940 — туристические поезда (комфортабельные экскурсионные составы для туристов)
  • 941–960 — людские поезда (когда в составе грузового поезда есть ещё и вагоны с людьми, перевозимыми по грузовым документам)
  • 961–970 — грузопассажирские поезда
  • 971–998 — почтово-багажные поезда.

Некоторые поезда меняют номер в пути — когда меняют направление движения. Ведь железная дорога идёт не по прямой от одного города до другого. В билете указывается тот номер, под которым поезд будет отправляться именно с вашей станции.

Например, на вокзале могут объявить, что прибывает поезд 227/228. Это означает, что поезд сменит номер.

Диапазон номеров для каждого вида поездов заканчивается на 98, а следующий начинается с 01. Это сделано для того, чтобы по первой цифре было понятно, какой именно поезд. Если сделать поезд 299, то при смене направления он будет иметь номер 300. Поезд 299/300 сложнее классифицировать с первого взгляда, может возникнуть путаница.

Что означают буквы в номере поезда

Буква нужна, чтобы сделать номер поезда уникальным. Чаще всего она означает, с какой железной дороги отправляется состав:

  • А — Октябрьская
  • Г — Горьковская
  • М — Московская
  • Н — Западно-Сибирская
  • Э — Дальневосточная

…и т.д., на все буквы алфавита. Соответственно, когда поезд идёт обратно, буква в номере чаще всего меняется, потому что он отправляется со станции, относящейся к другому подразделению железной дороги.

Иногда буквы меняют, если поезд по одним дням ходит как фирменный, а по другим — как обычный. Номера должны различаться — меняют именно букву.

У поезда может быть два номера с одинаковыми цифрами, но разными буквами. Так бывает, если часть вагонов принадлежит одному перевозчику, а часть — другому. При этом идут они в одном составе.

Пассажиру достаточно знать номер поезда из трёх цифр. На вокзале объявляют именно его.

Приятных путешествий!

Акции и новости

Чтобы не пропустить скидки на нужное направление, узнать много интересного про поезда и получить возможность первыми пользоваться удобными сервисами, подпишитесь на нашу рассылку.

Категории пассажирских поездов различаются в зависимости от следующих факторов:

1. Дальность следования

Пассажирские поезда делятся на дальние и пригородные в зависимости от расстояния следования и условий проезда:

  • поезда дальнего следования следуют на расстояния более 150 км с условиями проезда, предъявляемыми к поездам дальнего следования;
  • пригородные поезда курсируют на расстояния не более 200 км с условиями проезда, предъявляемыми к пригородному сообщению, либо на расстояние свыше 200 км в границах территории одного субъекта РФ или в границах территорий 2-х субъектов РФ, один из которых город федерального значения.

2. Скорость движения

Различают скоростные, скорые и пассажирские поезда:

  • скоростные пассажирские поезда должны иметь маршрутную скорость не менее 91 км/ч при допускаемых скоростях движения в интервале 141-200 км/ч;
  • скорые пассажирские поезда должны иметь маршрутную скорость от 50 км/ч до 91 км/ч;
  • пассажирские поезда имеют маршрутную скорость менее 50 км/ч.

3. Регулярность движения

Пассажирские поезда делятся на поезда круглогодичного, сезонного и разового назначения.

4. Периодичность движения

Пассажирские поезда делятся на ежедневные, следующие через день (по нечетным или четным числам), следующие по дням недели или числам месяца.

5. Уровень предоставляемого сервиса

Пассажирским поездам с высококлассным сервисом и широким перечнем услуг присваивается категория «Фирменный». Поезда, обслуживаемые моторвагонным подвижным составом, делятся на поезда повышенной комфортности и без предоставления дополнительных услуг.


Нумерация

Категория поезда Нумерация

Скорые круглогодичные

1-150

Скорые сезонного и разового обращения

151-298

Пассажирские круглогодичные

301-450

601-698

Пассажирские поезда сезонные, разового назначения и детские

451-598

Скоростные

701-750

Высокоскоростные

751-788

Скорые, обслуживаемые моторвагонным подвижным составом

(кроме скоростных и высокоскоростных)

801-898

Туристические (коммерческие)

921-940

Поездом
называется сформированный и сцепленный
состав вагонов с одним или несколькими
действующими локомотивами или моторными
вагонами, имеющий установленные сигналы.
Отправляемые на перегон локомотивы без
вагонов, моторные вагоны и специальный
самоходный подвижной состав рассматриваются
как поезда. 

По
старшинству поезда подразделяют на
внеочередные, очередные и назначаемые
по особым требованиям, очередность
которых устанавливают при назначении. 

К
внеочередным относят пожарные и
восстановительные поезда, снегоочистители,
локомотивы без вагонов и специальный
самоходный подвижной состав, предназначенные
для восстановления нормального движения
и тушения пожара. 

Очередные
поезда в порядке приоритетности
представлены пас­сажирскими скоростными,
пассажирскими скорыми, остальными
пассажирскими, почтово-багажными,
воинскими, грузопассажирскими, людскими,
ускоренными грузовыми, грузовыми,
хозяйственными поездами и локомотивами
без вагонов. Людскими считаются грузовые
поезда, в состав которых входят не менее
десяти вагонов, занятых людьми.
Хозяйственными называются поезда,
обслуживающие собственные нужды дороги
(перевозка балласта, рельсов, шпал и
др.). 

Всем
поездам в зависимости от категории на
станциях формирования присваивают
номера: скорым — 1 — 99, пассажирским
дальним круглогодичного обращения —
171 — 299, грузовым сквозным — 2001 — 2998,
грузовым участковым — 3001 — 3398, грузовым
сборным — 3401 — 3498, пригородным — 6001 —
6999 и т.д. Поезда одного направления имеют
нечетные номера, а поезда обратного
направления — четные. 

Нормы
массы и длины поездов устанавливают в
плане их формирования и графике движения.
В отношении сквозных поездов нормы
массы унифицированы для всего направления
следования, с тем чтобы избежать ее
перелома (изменения) при переходе с
одного участка на другой. Ускоренные
грузовые поезда имеют несколько меньшие
нормы массы. 

Все
большее распространение получает
вождение тяжеловесных поездов, масса
которых значительно превышает норму.
Это позволяет дорогам перевозить
дополнительное количество груза при
том же числе локомотивов и снизить
затраты на перевозки. 

Грузовые
поезда могут быть тяжеловесными и
поездами повышенной массы. В первом
случае масса поезда для соответствующих
серий локомотивов на 100 т и более превышает
установленную графиком движения норму
на участке следования этого поезда. Во
втором случае грузовой поезд с одним
или несколькими действующими локомотивами
(в голове состава, в голове и хвосте, в
голове и последней трети состава) имеет
массу более 6 тыс. т. 

В
зависимости от длины помимо обычных
существуют грузовые поезда повышенной
длины; длинносоставные и соединенные.
Длина поезда повышенной длины составляет
350 осей и более. Длинносоставным называют
поезд, длина которого превышает
максимальную норму, установленную
графиком движения на участке следо­вания
этого поезда. Грузовой поезд, составленный
не менее чем из двух сцепленных поездов
с действующими локомотивами в голове
каждого поезда, называют соединенным. 

Одним
из основных условий обеспечения
безопасности движения поездов является
наличие тормозных средств, достаточных
для остановки поезда на расстоянии,
равном длине тормозного пути, при
следовании с наибольшей допустимой
скоростью по руководящему спуску в
случае возникновения препятствия для
движения. Руководящим называется
наибольший по крутизне спуск (с учетом
сопротивления в кривых) протяженностью
не менее тормозного пути. Тормозной
путь в зависимости от руководящего
спуска и допустимой максимальной
скорости движения принимается равным
1000, 1200, 1300, 1500, 1600 и 1700 м. 

Грузовой
поезд обслуживает локомотивная бригада,
тогда как пассажирский — также проводники,
а в необходимых случаях и другие
работники. 

Пассажирские
и другие поезда для перевозки людей и
почтово-багажные поезда снабжают
противопожарными средствами, средствами
для оказания первой медицинской помощи
и другим необходимым снаряжением.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 5 апреля 2014 г. N 859р

О НУМЕРАЦИИ ПОЕЗДОВ ДЛЯ ГРАФИКА ДВИЖЕНИЯ

В соответствии с пунктом 2 Протокола пятьдесят девятого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, состоявшегося 19-20 ноября 2013 г. в г. Кишиневе:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 июня 2014 г. прилагаемый «Порядок присвоения номеров поездам».
2. Порядок присвоения номеров поездам, установленный распоряжением ОАО «РЖД» от 7 июня 2004 г. N 2485р считать утратившим силу.
3. Начальникам департаментов и управлений, руководителям филиалов и структурных подразделений обеспечить соблюдение порядка присвоения номеров поездам всеми причастными работниками.
4. Начальнику Департамента информатизации Павловскому А.А., Директору Главного вычислительного центра Лыкову Р.Ю., начальнику Управления анализа и статистики Филипченко С.А. обеспечить с 1 июня 2014 г. формирование статистической отчетности в соответствии с утвержденным настоящим распоряжением порядком присвоения номеров поездам.
5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на старшего вице-президента ОАО «РЖД» Краснощека А.А.

Первый вице-президент ОАО «РЖД»
В.Н.Морозов

Приложение
к распоряжению ОАО «РЖД»
от 5 апреля 2014 г. N 859р

ПОРЯДОК
ПРИСВОЕНИЯ НОМЕРОВ ПОЕЗДАМ

1. Номера поездам присваиваются в соответствии со следующим перечнем:

1.1. Пассажирские поезда в международном, дальнем и местном сообщении               

1.1.1.      

Скорые круглогодичные                                    

   1 — 150  

1.1.2.      

Скорые сезонного и разового обращения                   

  151 — 298 

1.1.3.      

Пассажирские круглогодичные                             

  301 — 450 

  601 — 698 

1.1.4.      

Пассажирские сезонные, разового назначения и детские    

  451 — 598 

1.1.5.      

Скоростные                                              

  701 — 750 

1.1.6.      

Высокоскоростные                                        

  751 — 788 

1.1.7.      

Скорые, обслуживаемые моторвагонным подвижным составом  
(кроме скоростных и высокоскоростных)                   

  801 — 898 

1.1.8.      

Служебного (специального) назначения                    

  901 — 920 

1.1.9.      

Туристические (коммерческие)                            

  921 — 940 

1.1.10.     

Людские                                                 

  941 — 960 

1.1.11.     

Грузопассажирские                                       

  961 — 970 

1.1.12.     

Почтово-багажные                                         

  971 — 998 

1.2. Пригородные поезда                                                             

1.2.1.      

Пригородные, приграничные пригородные (региональные)    
поезда                                                  

 6001 — 6998

1.2.2.      

Скорые пригородные поезда с резервированием мест        

 7001 — 7098

1.2.3.      

Скорые пригородные и городские поезда                   

 7101 — 7598

1.2.4.      

Поезда служебного (специального) назначения             

 7601 — 7628

1.3. Технические поезда                                                             

1.3.1.      

Состоящие из цельнометаллических вагонов без пассажиров:

1.3.1.1.    

из пассажирских вагонов, следующих со станций высадки   
(посадки) пассажиров или пассажирских технических станций
в пункты формирования, оборота, на станции для          
межрейсового отстоя и обратно. Данная нумерация         
применяется для составов поездов, предусмотренных       
графиком движения. Данная нумерация присваивается также в
тех случаях, когда межрейсовый отстой состава           
пассажирского поезда согласован причастными на путях базы
отстоя                                                  

 5001 — 5398

1.3.1.2.    

из пассажирских вагонов, следующих для межоперационного 
перестоя до (после) подготовки состава в рейс на        
пассажирской (пассажирской технической) станции и       
обратно.                                                
Данная нумерация применяется для составов поездов,      
назначаемых отдельными указаниями ОАО «РЖД»             

 5401 — 5498

1.3.1.3.    

из пассажирских вагонов, следующих на вагоноремонтные   
предприятия для всех видов ремонта, покраски и обратно. 

 5501 — 5598

1.3.1.4.    

передислокация вагонов новой постройки к месту приписки,
подсылка составов под перевозку пассажиров и их возврат к
месту приписки, из одного пункта приписки вагонов в      
другой                                                  

 5601 — 5798

1.3.1.5.    

из пассажирских вагонов, следующих на базы отстоя и     
обратно.                                                

 5801 — 5998

1.3.2.      

Состоящие из моторвагонного подвижного состава без      
пассажиров, в т.ч. от скоростных и высокоскоростных     

1.3.2.1.    

моторвагонный подвижной состав, следующий со станций    
высадки (посадки) пассажиров в депо приписки и обратно, 
на станции для межрейсового отстоя и обратно, а также на
другие станции посадки (высадки) пассажиров             

 7631 — 7898

1.3.2.2.    

из моторвагонного подвижного состава, следующих на      
вагоноремонтные предприятия для всех видов ремонта,     
покраски и обратно, передислокация вагонов новой        
постройки к месту приписки, подсылка составов под       
перевозку пассажиров со станций других железных дорог и 
их возврат к месту приписки, из одного пункта           
формирования (пункта приписки вагонов) в другой          

1.3.2.2.1.  

используемого в пригородном сообщении                   

 7901 — 7988

1.3.2.2.2.  

используемого в дальнем следовании                      

 7989 — 7998

1.4. Специализированные грузовые поезда, в т.ч. на удлиненных плечах обслуживания   

1.4.1.      

Рефрижераторные                                         

 1001 — 1020

1.4.2.      

Контейнерные поезда                                     

 1021 — 1420

1.4.3.      

Для перевозок груза в контрейлерах                      

 1421 — 1440

1.4.4.      

Специализированные для перевозки грузов в универсальном 
подвижном составе                                       

 1441 — 1450

1.4.5.      

Для перевозки живности                                  

 1451 — 1460

1.4.6.      

Для перевозки угля, руды, удобрений в кольцевых маршрутах

 1461 — 1810

1.4.7.      

Для перевозки наливных грузов в кольцевых и             
технологических маршрутах                               

 1811 — 1998

1.5. Грузовые поезда                                                                

1.5.1.      

Соединенные поезда, следующие на один и более           
диспетчерских участков:                                 

1.5.1.1     

первому                                                  

 9201 — 9248

1.5.1.2     

Второму                                                 

 9251 — 9298

1.5.2.      

Для составов из порожних вагонов в количестве 350-520   
осей с одним локомотивом в голове, в т.ч. на удлиненных 
плечах обслуживания                                     

 9301 — 9498

1.5.3.      

Тяжеловесные поезда, в том числе:                       

 9501 — 9798

1.5.3.1.    

весом 8000 т                                            

 9701 — 9750

1.5.3.2.    

весом 9000 т и более                                    

 9751 — 9798

1.5.4.      

Сквозные, в т.ч. на удлиненных плечах обслуживания      

 2001 — 2998

1.5.5.      

Участковые                                              

 3001 — 3398

1.5.6.      

Сборные                                                 

 3401 — 3468

1.5.7.      

Сборно-участковые                                       

 3471 — 3498

1.5.8.      

Вывозные — для уборки и подачи вагонов на отдельные     
промежуточные станции участка и подъездные пути         

 3501 — 3598

1.5.9.      

Передаточные — для передачи вагонов с одной станции на  
другую                                                  

 3601 — 3798

1.5.10.     

Диспетчерские локомотивы — для уборки и подачи вагонов на
промежуточные станции                                   

 3801 — 3898

1.5.11.     

Подача вагонов рабочего парка на перегон для выгрузки в 
«окно» при производстве путевых работ                   

 3901 — 3978

1.5.12.      

Подача вагонов по перевозочным документам под погрузку  
или выгрузку на примыкание к главным путям на перегоне, 
внутристанционные передачи, подача вагонов по договорам 
на пути (подъездные пути) станций, закрытых для грузовых
операций                                                

 3981 — 3998

1.6. Локомотивы                                                                     

1.6.1.      

Толкачи-резервные локомотивы, следующие для             
подталкивания:                                           

1.6.1.1.    

— грузовых                                              

 4001 — 4148

1.6.1.2.    

— пассажирских                                          

 4151 — 4188

1.6.1.3.    

— хозяйственных                                         

 4191 — 4198

1.6.2.      

Резервные локомотивы, следующие без вагонов, а также    
локомотивы с прицепленными к ним не более 10-ти         
физическими вагонами:                                   

1.6.2.1.    

— от подталкивания грузовых поездов                     

 4201 — 4228

1.6.2.2.    

— от подталкивания вывозных и передаточных поездов      

 4231 — 4258

1.6.2.3.    

— от подталкивания хозяйственных поездов                

 4261 — 4298

1.6.2.4.    

— от (к) пассажирских, людских, почтово-багажных и      
грузопассажирских поездов                               

 4301 — 4388

1.6.2.5.    

— от (к) пригородных поездов                            

 4391 — 4398

1.6.2.6.    

— от (к) поездов: ускоренных, соединенных, сквозных,    
участковых, сборных, сборно-участковых                  

 4401 — 4698

1.6.2.7.    

— от (на) хозяйственных работ                           

 4701 — 4778

1.6.2.8.    

— рельсосмазыватели                                     

 4779 — 4798

1.6.2.9.    

— от (к) вывозных и передаточных поездов                

 4801 — 4878

1.6.2.10    

— от (к) маневровых работ                               

 4881 — 4898

1.6.3.      

Сплотки резервных локомотивов, находящиеся в            
эксплуатации:                                           

1.6.3.1.    

— грузовых                                              

 4901 — 4960

1.6.3.2.    

— пассажирских                                          

 4961 — 4990

1.6.3.3.    

— хозяйственных                                         

 4991 — 4994

— маневровых                                            

 4995 — 4998

1.7. Хозяйственные поезда                                                           

1.7.1.      

Восстановительные                                       

  8001 — 8048

1.7.2.      

Пожарные                                                

  8051 — 8098

1.7.3.      

Снегоочистители и снегоуборочная техника всех           
наименований                                            

 8101  — 8198

1.7.4.      

Для выполнения работ по содержанию, техническому обслуживанию, ремонту
сооружений и устройств железной дороги:                               

1.7.4.1.    

— щебнеочистительные машины                             

 8201 — 8248

1.7.4.2.    

— выправочно-подбивочно-отделочные и рихтовочные машины 

 8251 — 8298

1.7.4.3.    

— путеукладочные и путеразборочные машины               

 8301 — 8348

1.7.4.4.    

— хоппер-дозаторные                                     

 8351 — 8398

1.7.4.5.    

— рельсовозные                                          

 8401 — 8448

1.7.4.6.    

— рельсошлифовальные                                     

 8451 — 8498

1.7.4.7.    

— остальные машины и агрегаты                           

 8501 — 8548

1.7.5.      

Путеизмерители, дефектоскопы и вагоны-лаборатории       

 8551 — 8598

1.7.6.      

Автодрезины, мотовозы и специальный самоходный подвижной
состав                                                  

 8601 — 8698

1.7.7.      

Для перевозки воды по хозяйственным документам          

 8701 — 8748

1.7.8.      

Для перевозки работников пути, контактной сети и т.д. к 
месту работы и обратно в моторвагонном или специальном  
самоходном подвижном составе                            

 8751 — 8798

1.7.9.      

Для перевозки работников пути, контактной сети и т.д. к 
месту работы и обратно в вагонах с локомотивной тягой   

 8801 — 8848

1.7.10.     

Работа маломощных диспетчерских локомотивов на перегоне 

 8851 — 8868

1.7.11.     

Работа с поездами по договорам с транспортными          
организациями железных дорог                            

 8871 — 8898

1.7.12.     

Локомотивы и сплотки локомотивов, моторвагонный подвижной
состав в ремонт и из ремонта по грузовым документам     

 8901 — 8918

1.7.13      

Вагоны в ремонт и из ремонта по грузовым документам.    
Присвоение нумерации 8921-8928 составам из пассажирских 
вагонов, следующих в ремонт и из ремонта запрещается    

 8921 — 8928

1.7.14.     

Обкатка локомотивов и вагонов                           

 8931 — 8948

1.7.15.     

Обкатка составов из порожних пассажирских вагонов и     
моторвагонного подвижного состава                       

 8951 — 8988

1.7.16.     

Для проведения опытных поездок                          

 8991 — 8998

1.7.17.     

Из порожних вагонов, негодных под погрузку, следующих на
заводы и в депо для ремонта и модернизации по специально
оформленным документам                                  

 9001 — 9098

2. Для тестирования системы «Экспресс-3» используются номера в диапазоне 790 — 799.
3. При назначении поездов для осуществления пробега вагонов пассажирского парка между станциями, открытыми для выполнения пассажирских операций в Московском и Санкт-Петербургском узлах используются номера в диапазоне 941 -970.
4. Номер поезда присваивается на станции формирования (или оборота пассажирских поездов) и сохраняется на всем пути следования до станции назначения (расформирования). Изменение нумерации поезда в пути следования разрешается только в случаях, предусмотренных инструкцией по учету выполнения графика движения поездов.
5. В соответствии с пунктом 4 Приложения N 6 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286, поездам одного направления присваиваются четные номера, а поездам обратного направления — нечетные. Смена с четного на нечетный или наоборот производится по станциям, где это предусмотрено графиком движения поездов. При смене четного номера на нечетный его номер должен быть уменьшен на единицу, а при смене нечетного номера на четный — увеличен на единицу.
6. Вспомогательному локомотиву, направляемому на перегон с целью оказания помощи в соответствии с пунктом 5 приложения 7 Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации, утвержденной приказом Минтранса России 4.06.2012 г. N 162, присваивается нумерация резервного локомотива, а при вывозе им остановившегося поезда — номер этого поезда.
7. Запрещается присваивать поездам нумерацию, не соответствующую категории и назначению данных поездов.

Чтобы присвоить номер тому или иному поезду, нужно сначала понять его категорию. Каждой из них выделен свой диапазон номеров:

1. Номера с 001 по 148 выделены скорым поездам круглогодичного обращения. Таковых большинство и они ходят постоянно и по всей стране. К примеру, поезд номер 31/32 «Вятка» сообщением Москва-Киров-Москва или поезд 001/002 «Россия» сообщением Москва-Владивосток-Москва. 

2. Номера с 151 по 178 даются скоростным поездам. Проще говоря, речь здесь идет о «Сапсанах» и «Ласточках». 

3. Номера с 181 по 298 также принадлежат скорым поездам, но тем, которые ходят не круглый год, а только по определенным сезонам. Как правило летом или перед новогодними праздниками. 

4. Номера с 301 по 398 присваиваются пассажирским поездам круглогодичного обращения в дальнем сообщении. 

5. Номера с 401 по 498 принадлежат также пассажирским поездам сезонного обращения в дальнем сообщении. 

6. Номера от 501 до 598 присваивают поездам, аналогичным с предыдущей категорией, при разовом назначении поездов, в том числе для организованных групп пассажиров. В пути они следуют с большим количеством остановок и продолжительными стоянками на них. Те самые, не раз воспетые народным фольклором, «500-веселые». 

7. Номера от 601 до 698 даются так называемым «местным» поездам с маршрутом следования до 700 км. В качестве примера можно привести поезд №603 сообщением Москва-Смоленск. Номера от 701 до 748 присваивают поездам служебного назначения. 

8. Номера от 801 до 848 дают ускоренным поездам /составами электро- и дизель-поездами/, курсирующим в дальнем и местном сообщении, но имеющим повышенную комфортность. Под нумерацией этого диапазона ходит, в частности, экспресс из Москвы в Орел №825, делающий за четыре с небольшим часа в пути всего три остановки в пути. 

9. Номера от 851 до 898 присваивают ускоренным поездам дальнего и местного сообщения /составами электро- и дизель-поездами/, где в пути следования пассажирам не предоставляются дополнительные услуги. Среди таковых можно выделить поезд номер 853/854 Москва-Тверь. 

10. Последний диапазон – номера от 901 до 998 — выделен для почтово-багажных /901-948/, грузопассажирских /951-968/, людских /991-980/ и туристических поездов /971-988/ .

Здесь, наверное, стоит сделать небольшую ремарку и рассказать тем, кто не знает об этом подвижном составе подробнее. Так, грузопассажирские поезда формируются из вагонов пассажирского и грузового парка на малодеятельных участках с незначительными пассажиропотоками. Почтово-багажные поезда формируются из почтовых и багажных вагонов, а людские поезда предназначаются для перевозки людей пассажирскими вагонами, включенными в состав грузовых поездов. Туристические же поезда формируются из пассажирских вагонов любого типа. Как говорится, любой каприз за ваши деньги.

Для обычных пригородных поездов выделены номерные емкости от 6001 до 6998, для скорых пригородных – от 7001 до 7398 и для пригородных служебного назначения – от 7481 до 7498. Тех, кто уже утомился, спешим обрадовать: с первым этапом нумерации поездов мы разобрались.

Теперь давайте посмотрим как определить какому поезду в конкретной категории присвоить номер. Здесь железнодорожники руководствуются несколькими правилами. Во-первых географический фактор – если состав следует с юга на север или с запада на восток, то номер у него должен быть четным. К примеру: №032 Москва-Киров, №030 Москва-Кемерово, №226 Адлер-Мурманск, №140 Адлер-Новосибирск. Если же состав следует с севера на юг или с востока на запад, то нумерация у него будет нечетная. К примеру: № 001 Владивосток-Москва, №009 Иркутск-Санкт-Петербург, №029 Москва-Калининград. Но не всегда географический фактор может быть определяющим в нумерации поезда. Иногда бывает так, что поезд в пути следования может поменять направление. В таком случае для нечетного поезда нумерация может меняться в процессе поездки на ближайший номер в сторону увеличения. К примеру, был №001 — стал №002, для четного в обратном направлении.

Номера поездам присваиваются таким образом, чтобы ни на одной станции поезда одинакового номера, но разных направлений никогда не встретились. В противном случае, возникла бы настоящая путаница. Если же углубиться в историю, то можно констатировать, что за годы существования железных дорог порядок нумерации поездов менялся неоднократно.

Порядок нумерации поездов по категориям
Порядок нумерации поездов дальнего следования

Так, в 1929 году Народным комиссариатом путей сообщения был принят первый порядок присвоения номеров пассажирским составам. Посмотрите, как он разительно отличался от нынешнего: 

1. Номера с 001 по 008 давались курьерским поездам, то есть поездам, маршрутная скорость которых превышала 100 км/час и которые формировались только из мягких вагонов. 

2. Номера с 011 по 038 полагались скорым поездам Номера с 041 по 058 присваивались почтовым поездам. 

3. Номера с 061 по 078 – пассажирским.

4. Номера с 081 по 085 — товарно-пассажирским Номера с 101 по 895 получали пригородные составы.

5. Номера с 901 по 988 имели так называемые «трудовые» поезда, формировавшиеся для доставки рабочих к месту службы и обратно. Затем порядок номеров вновь изменился. В него включили уже сезонные пассажирские, местные пассажирские, туристические, грузопассажирские составы, а когда появились «Эр-200» и «Аврора» отдельный диапазон появился для скоростных поездов.

На этом с цифрами, пожалуй, все. Но если бы на железных дорогах для идентификации поездов использовались только цифры, то никаких трехзначных номеров не хватило бы. Поэтому в системе «Экспресс-3» для каждого поезда назначаются еще и литеры, обозначаемые четвертым символом после номера. Рассмотрим два поезда — №002А Москва-Санкт-Петербург, №002М Москва-Владивосток и №002Й Москва-Казань. Буквы «А», «М» и «Й» означают филиал Федеральной пассажирской компании, которая сформировала поезд.

Иногда «родных» букв может не хватать и тогда для конкретизации поезда железнодорожники могут использовать и «чужие» литеры. Стоит отметить, что точного соответствия всех литер поездов буквам, закрепленным за железными дорогами нет. Исключение в данном случае имеют лишь поезда, следующие с Украины: при выборе буквы для поезда украинского формирования, обязательно ставится одна из «украинских» букв «К», «Д», «Л», «О», «Ш», «П». Для поездов, следующих на Украину ставится любая другая буква.

Таким образом, представленный ниже «алфавит» носит, скорее всего, примерный характер. Итак, буквы для идентификации поездов: А – Октябрьская /РЖД/ Б — Белорусская /Беларусь/ В — Юго-Восточная /РЖД/ Г – Горьковская /РЖД/ Д — Донецкая /Украина/ Е — Свердловская /РЖД/ Ж — Приволжская /РЖД/ И — Восточно-Сибирская /РЖД/ Й — Куйбышевская /РЖД/ К — Юго-Западная /Украина/ Л — Львовская /Украина/ М — Московская /РЖД/ Н — Западно-Сибирская /РЖД/ О — Южная /Украина/ П — Приднепровская /Украина/ Р — Латвийская /Латвия/ С — Северо-Кавказская /РЖД/ Ц – Казахстанские /Казахстан/ У — Южно-Уральская /РЖД/ Ч — Забайкальская /РЖД/ Ш — Одесская /Украина/ Ы — Красноярская /РЖД/ Ь — Молдавская /Молдова/ Э — Дальневосточная /РЖД/ Я – Северная /РЖД/.

Поделиться ссылкой:

Не пропустите также:

  • Кладбище каркино кирово чепецк телефон
  • Классика аптека касли телефон
  • Кладбище первомайское орск телефон
  • Классификация пластика по номерам для переработки
  • Кладбище ишеевка ульяновск телефон


  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии