Герой ссср номер 1

Семеро смелых: первые Герои Советского Союза

Чем похожи и в чем различны судьбы советских летчиков, первыми получивших высшее почетное звание СССР

Первые Герои Советского Союза — семь человек — были, что закономерно, летчиками. В молодой Советской России, изо всех сил стремящейся войти в число лидеров индустриального мира, отношение к авиации было особым. Она стала для довоенного СССР тем же, чем космонавтика — для послевоенного: романтической мечтой об освоении нового жизненного пространства. Ведь и сама страна была во многом попыткой воплотить в реальность мечту о новой, прежде неизвестной жизни. Так где еще бредить небом, как не в таком мире?!

Такой же романтической мечтой, лишь немного уступающей мечте о небе, была идея освоения морских пространств, а кульминацией, одновременным воплощением обеих этих идей являлась работа по освоению русского Севера. И в том, что первыми Героями Советского Союза стали летчики именно полярной авиации, спасавшие участников самой дерзкой полярной экспедиции первой половины 1930-х, нет совершенно ничего странного. Напротив, было бы удивительно, если бы получилось иначе, если бы первыми стали не пилоты, вывозившие на Большую землю экипаж и пассажиров затонувшего парохода «Челюскин».

Семеро героев челюскинской эпопеи

Величайшего героизма, ради которого была учреждена высшая награда СССР, не было бы без величайшей катастрофы. Ею стал первый и последний рейс парохода «Челюскин». 11 марта 1933 года он был спущен на воду под именем «Лена», 19 июня переименован в «Челюскин» в честь легендарного русского исследователя Севера Семена Челюскина, а 16 июля отправился в поход по Северному морскому пути.

«Челюскину» предстояло за одну навигацию пройти от Мурманска до Владивостока — будущего порта приписки — и тем самым доказать, что подобные походы возможны. Пусть не в одиночку, а с поддержкой ледоколов, но возможны. Для набирающей промышленные обороты страны это было важно: Северный морской путь экономил существенные силы и средства на доставке грузов на Дальний Восток. Увы, экспедиция фактически доказала обратное: без серьезной ледокольной поддержки и без специально построенных для Арктики судов рассчитывать на успех в течение одной навигации невозможно.

23 сентября 1933 года, через два месяца плавания, «Челюскин» окончательно затерло льдами, а 13 февраля 1934 года льды раздавили пароход, и он в течение двух часов затонул. Но жертвой катастрофы стал один-единственный человек. Завхоз экспедиции Борис Могилевич, сходивший с судна в числе последних (вместе с капитаном Владимиром Ворониным и начальником экспедиции Отто Шмидтом), был раздавлен сорвавшимся с креплений палубным грузом. Еще 104 человека успели благополучно высадиться на лед со всем необходимым для зимовки оборудованием и стали ждать помощи с Большой земли.

Было совершенно ясно, что единственный способ быстрой эвакуации челюскинцев — это снять их самолетами. Отправлять на помощь другой пароход было бессмысленно: долго и нет гарантии, что он успеет дойти раньше, чем под зимовщиками начнет ломаться лед. Чтобы гарантировать успех спасательной операции, к полетам привлекли семерых самых опытных пилотов только-только возникшей полярной авиации: Михаила Водопьянова, Ивана Доронина, Николая Каманина, Анатолия Ляпидевского, Сигизмунда Леваневского, Василия Молокова и Маврикия Слепнева — будущих первых Героев Советского Союза.

Первые 12 человек были эвакуированы 5 марта на самолете АНТ-4 Анатолием Ляпидевским. Второй раз добраться до челюскинцев удалось лишь 7 апреля, и в течение шести дней 24 рейсами все зимовщики были вывезены на Большую землю, в чукотский поселок Ванкарем. Эвакуация закончилась 13 апреля. Через три дня Верховный совет учредил новую высшую награду СССР — звание Героя Советского Союза, а еще через четыре дня, 20 апреля, она была вручена семерым летчикам-полярникам. Каждый из них заслуживает пусть короткого, но отдельного рассказа — в том порядке, в каком всем семерым вручалась грамота о присвоении высшей степени отличия.

Самый первый: Анатолий Ляпидевский (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 1)

Анатолий Ляпидевский, удостоившийся самой высокой чести — быть первым среди первых Героев Советского Союза, был одним из самых молодых (моложе него, и то всего на год, только Каманин) участников легендарной семерки. В авиацию он пришел в 1927 году, окончив Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а затем и Севастопольскую военную школу морских летчиков.

Анатолий Ляпидевский. Фото: рervye-geroi.ru

В апреле 1933 года уволенный в запас Ляпидевский перешел на работу в гражданскую авиацию. Сначала летал рейсовым пилотом на Дальнем Востоке, а потом попросил о переводе в только что организованное Управление воздушной службы Главного управления Севморпути — полярную авиацию. Меньше, чем через год, после 29 неудачных вылетов в пургу и метель 5 марта 1934 года Анатолий Ляпидевский стал первым из летчиков спасотряда, которому посчастливилось найти челюскинцев и приземлиться на крохотный участок ровного льда, расчищенный зимовщиками: всего 150 на 450 метров!

Летчик и не предполагал, что этот первый рейс, за который он эвакуировал изо льдов всех десятерых женщин и двоих детей — всех, так сказать, «слабых» зимовщиков, — станет для него и последним в эпопее. При подготовке ко второму полету к челюскинцам самолет Ляпидевского во время перелета из Уэлена в Ванкарем, где располагался штаб спасательной операции, совершил вынужденную посадку во льдах, подломив стойку шасси. Спасли экипаж чукчи, увидевшие садящийся самолет. Его удалось отремонтировать и поднять в небо только 25 апреля. Так что о том, что он стал первым в истории Героем Советского Союза, Ляпидевский узнал с опозданием на пять дней: после аварийной посадки не работала рация.

Самый молодой: Николай Каманин (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 2)

Второй Герой Советского Союза был самым младшим из «великолепной семерки». Чтобы в 1927 году стать курсантом Ленинградской военно-теоретической школы ВВС, Каманину пришлось слукавить и прибавить себе лишний год. Ему поверили, и мечта владимирского мальчишки о небе начала сбываться. Год спустя Каманин окончил школу в Ленинграде и поступил в Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков, а с 1929 года начал службу в легкобомбардировочной авиации на Дальнем Востоке. И за пять лет заработал себе такую отличную репутацию, что, когда из Москвы поступил приказ командировать с Дальнего Востока отряд военных летчиков для участия в спасении челюскинцев, других кандидатур, кроме Каманина, и не было.

Николай Каманин. Фото: airaces.ru


Отряд летчиков, куда вошел и Василий Молоков, на легких бомбардировщиках Р-5 добирался до Ванкарема полтора месяца! Сопротивлялось все: и погода, и не подготовленная к эксплуатации в полярных условиях техника… Только люди не подводили. В итоге, потеряв два самолета, отряд Каманина долетел до Ванкарема и с 7 апреля приступил к эвакуации челюскинцев. В первый день Каманин с Молоковым вывезли из лагеря на Большую землю шесть человек, сажая по три пассажира в кабину, где в обычное время размещался один летчик-наблюдатель. В общей сложности самому молодому из летчиков-героев удалось эвакуировать в Ванкарем 34 человека — это второй по результативности показатель среди всех семерых пилотов.

Самый результативный: Василий Молоков (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 3)

Армейскую службу Василий Молоков начал еще в Русском императорском флоте в 1915 году на Балтике, а после революции сумел совместить службу по призыву со службой по призванию, став механиком в морской авиации. В 1921 году Молоков окончил Самарскую школу морских летчиков и вернулся туда, где начинал службу, — на Балтику.

Василий Молоков. Фото: wikipedia.org


Спустя 10 лет он ушел в запас, работал пилотом на пассажирских линиях в Сибири, а в 1932 году стал одним из первых полярных летчиков. В 1933-м Молоков уже командует авиаотрядом в составе Управления воздушной службы Главного управления Севморпути, а в марте 1934 года, когда гибнет «Челюскин», получает предписание войти в состав отряда Николая Каманина. Участие Молокова, как вспоминал сам Каманин, серьезно помогло отряду: Молоков неплохо знал коварный характер Севера и умел летать в арктических условиях. Не случайно он стал самым результативным летчиком «великолепной семерки»: в общей сложности Молоков эвакуировал на своем Р-5 39 челюскинцев! Например, 11 апреля Молоков четырьмя рейсами вывез 20 человек — по пять за раз. Для этого ему пришлось сажать людей не только в кабину летчика-наблюдателя, но и в подкрылевые парашютные ящики — полутораметровые фанерные «сигары», где можно было только лежать, согнув колени.

Самый романтический: Сигизмунд Леваневский (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 4)

Биография Сигизмунда Леваневского романтична даже для столь романтичного времени, как первые годы Советской России. Уроженец Санкт-Петербурга, поляк по крови, он в октябре 1917-го стал красногвардейцем и принял самое активное участие в революционных событиях. Потом была Гражданская война, борьба с бандитами в Дагестане и работа завхозом в воздухоплавательном отряде в Петрограде. Оттуда-то в 1923 году Леваневского и направили на учебу в Севастопольскую военную школу морских летчиков, в которую он… опоздал! Ему пришлось почти год проработать на привычной должности завхоза в той же школе, чтобы все-таки поступить на следующий год. Впрочем, школа об этом не пожалела: Леваневский быстро стал одним из лучших курсантов, а потом, после службы в линейных частях вернулся туда уже летчиком-инструктором.

Сигизмунд Леваневский. Фото: В.Микоша / РИА Новости


Квалификация помогла Леваневскому в числе первых войти в состав пилотов Управления воздушной службы Главного управления Севморпути: он работал там с весны 1933 года. И совершенно логично, что его как опытного пилота привлекли к спасению челюскинцев. Но и тут романтическая биография Леваневского дала о себе знать. Он стал единственным из числа первых Героев Советского Союза, кто за время спасательной операции… не эвакуировал ни одного человека! В феврале 1934 года его вместе с летчиком Маврикием Слепневым и уполномоченным правительственной комиссии Георгием Ушаковым направили в США закупать недостающие многоместные самолеты Consolidated Fleetster. 29 марта 1934 года, в разгар спасоперации Слепнев на одном самолете и Леваневский с Ушаковым на другом вылетели из американского Нома в Ванкарем. Но долетел туда лишь Слепнев. Леваневский из-за сильного обледенения совершил вынужденную посадку, разбив самолет. Но он все-таки доставил руководителя операции к пункту назначения, хотя и пешком.

Из всех семерых первых Героев Советского Союза именно Леваневский не дожил даже до начала Великой Отечественной войны. Впрочем, и финал его биографии был более чем романтичным. 12 августа 1937 года он на самолете ДБ-А с экипажем из пяти человек отправился в трансарктический перелет Москва — Фербенкс. На следующий день самолет с бортовым номером Н-209 пропал, и тайна его исчезновения не разгадана по сей день…

Самый профессиональный: Маврикий Слепнев (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 5)

Профессию военного летчика Маврикий Слепнев начал осваивать раньше всех других членов «великолепной семерки» — в годы Первой мировой войны. Он был призван на службу еще в 1914 году, год спустя выпустился из школы прапорщиков, а в 1917 году окончил Гатчинскую летную школу и служил командиром авиаотряда в звании штабс-капитана. Впрочем, революцию Слепнев принял сразу и безоговорочно, участвуя в ней в качестве командира Красной гвардии Лужского района Петрограда.

Маврикий Слепнев. Фото: old-yar.ru

Потом были командные должности в только-только зарождавшемся Красном военно-воздушном флоте, а с 1925 года — работа в гражданском флоте с пребыванием в военном резерве (при регулярном выполнении чисто военных задач). С 1931 года Слепнев начал летать в Арктике: пилотом Управления воздушной службы Главного управления Севморпути он стал одновременно с Леваневским. Вместе их и отправили в США за девятиместными самолетами Consolidated Fleetster. Благополучно долетев из Нома в Ванкарем (попав в пургу, из-за которой начал обледеневать самолет, Слепнев, в отличие от Леваневского, не стал прорываться дальше, а вернулся и вылетел на следующий день), он в первый же рейс 3 апреля вывез из лагеря пятерых челюскинцев. А 12 апреля именно Слепневу доверили еще одну сложную задачу: доставить тяжело заболевшего Отто Шмидта из Ванкарема в аляскинский Ном и заодно вернуть домой авиамехаников Клайда Армстедта и Уильяма Лавери (первый был механиком на самолете Леваневского, второй — Слепнева, но оба летели на слепневской машине, поскольку на машине Леваневского летел начальник операции Ушаков).

Самый упорный: Михаил Водопьянов (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 6)

Михаил Водопьянов пришел в авиацию позднее всех остальных из «великолепной семерки». Впрочем, это как посчитать. Формально он только в 1928 году окончил летную школу «Добролета» (который позднее стал «Аэрофлотом»). Но еще в 1918 году Водопьянов, добровольцем пошедший в Красную армию, служил подвозчиком топлива в дивизионе воздушных кораблей «Илья Муромец» в Липецке! А десять лет ушло на то, чтобы после демобилизации вернуться-таки к самолетам, так поразившим девятнадцатилетнего юношу из Липецка.

Михаил Водопьянов. Фото: warheroes.ru

После этого летная карьера Водопьянова уверенно шла в гору. Сначала — летчик «Добролета», участвовавший в борьбе с саранчой в Средней Азии, затем — первопроходец пассажирской трассы на Сахалин. С 1931 года — пилот летного отряда «Правда», доставлявшего матрицу главной газеты СССР в крупнейшие города, прежде всего за Урал. А потом был испытательный перелет Москва — Петропавловск-Камчатский, авария на Байкале и тяжелейшие травмы, после которых только на голове у пилота осталось 36 (!) швов. С такими ранениями не то что в спасатели, челюскинцев в гражданскую авиацию могли не взять! Но Михаил Водопьянов добился своего: его включили в состав участников спасоперации и поручили участвовать в перегоне тройки самолетов — двух ПС-3 и одного Р-5 — из Хабаровска в Ванкарем. Вместе с Водопьяновым летели пилоты Иван Доронин и Виктор Галышев, который командовал перелетом. Преодолев 6000 километров, тройка летчиков добралась до Анадыря, где у самолета Галышева отказал мотор. В Ванкарем прилетели только Водопьянов и следом за ним Доронин. За три полета к челюскинцам Водопьянов вывез 10 человек, доказав, что не зря настаивал на своем включении в состав отряда спасателей. Он же, кстати, был и участником последнего полета на льдину 13 апреля — вместе с Николаем Каманиным и Василием Молоковым.

Самый опытный: Иван Доронин (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 7)

Как признавался своим товарищам по челюскинской эпопее сам Доронин, до 16 лет он, уроженец Саратовской губернии, «ни на поезде, ни на пароходе не ездил». Зато после шестнадцатилетия набрал свое с лихвой. По комсомольской путевке Иван отправился восстанавливать военный флот и оказался в Ленинграде — сначала на курсах морских техников, а потом и в военно-морском училище. Но вскоре променял один океан на другой: в 1924 году Доронин добился, чтобы его откомандировали в Егорьевскую авиационно-техническую школу, из которой его перевели в Севастопольскую военную школу морских летчиков.

Иван Доронин. Фото: wikipedia.org


Через пять лет Иван Доронин ушел из армии и начал работать гражданским пилотом, осваивая сибирские и дальневосточные трассы. Вернее, даже не столько осваивая, сколько прокладывая. В его послужном списке к 1934 году значились первый пролет по трассе Иркутск — Усть-Среднекан, а также участие в полярной экспедиции в Карском море. А в летной книжке было записано, что за девять лет работы Доронин налетал 300 000 километров без единой аварии!

Тем обиднее было ему, опытнейшему летчику, прорвавшемуся вместе с Михаилом Водопьяновым в Ванкарем из Хабаровска за 6000 километров, потерпеть аварию в первом же вылете к челюскинцам! И не по своей вине: при посадке лыжа самолета ПС-3, на котором летел Доронин, наткнулась на намерзший за ночь ледяной заструг, вильнула в сторону, ударилась о другой заструг и сломалась. Самолет бессильно замер прямо на ледяном аэродроме… Машину довольно быстро привели в порядок, но за время челюскинской эпопеи Доронин успел совершить всего один полет и вывезти двух человек. Это, впрочем, никак не повлияло на решение присвоить ему звание Героя Советского Союза — в числе других семерых героев.

Пять лет в ожидании «Золотой Звезды»

Указ о введении звания Героя Советского Союза не предусматривал никаких дополнительных знаков отличия, кроме грамоты ЦИК СССР о присвоении звания. Правда, первым Героям вместе с грамотой вручили и высшую на тот момент награду — орден Ленина. Через два года эта практика была утверждена указом только что избранного Верховного совета СССР, а еще через три года, в 1939-м, появился и собственный знак отличия звания Героя Советского Союза — медаль «Золотая Звезда». Поскольку к тому времени высшего отличия удостоились уже 122 человека, медали вручали, так сказать, задним числом, но строго придерживаясь очередности присвоения званий. Соответственно, медаль «Золотая Звезда» № 1 была вручена обладателю грамоты №1 — Анатолию Ляпидевскому, и далее по списку. Из участников «великолепной семерки» лично не смог получить награду только Сигизмунд Леваневский: к тому времени он уже два года числился пропавшим без вести.


На сегодня эта публикация уже заработала 64,75 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Два героя нашей страны – первый Герой Советского Союза и первый Герой России

Первый Герой Советского Союза

Анато́лий Васи́льевич Ляпиде́вский (23 марта 1908 — 29 апреля 1983) — советский лётчик, генерал-майор авиации (1946), первый Герой Советского Союза (1934).

Родился 23 марта 1908 года в селе Белая Глина Ставропольской губернии (ныне Краснодарский край) в семье священника. Семья из династии священнослужителей Тульской губернии. Детство провёл в станице Старощербиновской и городе Ейске Кубанской области (ныне Краснодарского края). Работал подручным в кузнице, учеником слесаря, мотористом косилки, помощником шофера на маслобойном заводе.

В Красной армии с 1926 года. В 1927 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1928 году — Севастопольскую школу морских лётчиков. Служил в строевой части ВВС Краснознамённого Балтийского флота, затем — лётчиком-инструктором в Ейской школе морских лётчиков. С 1933 года — в запасе. Работал пилотом в Дальневосточном управлении гражданского воздушного флота (ГВФ).

В 1934 году А. В. Ляпидевский принимал участие в спасении челюскинцев. Совершил 29 поисковых полётов в пургу и в ненастье, прежде чем 5 марта 1934 года, обнаружив их лагерь, совершил посадку на льдину и вывез оттуда 12 человек — 10 женщин и двоих детей.

За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Ляпидевскому Анатолию Васильевичу 20 апреля 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (№ 515). 4 ноября 1939 года, при вручении медалей «Золотая Звезда», ему была вручена медаль № 1.

Одно время имя легендарного лётчика Анатолия Ляпидевского гремело на всю страну, а потом о нём неожиданно забыли

16 апреля 1936 ЦИК СССР ввел почетное звание Героя Советского Союза. Первым удостоенным высокого звания стал 25-летний летчик Анатолий Ляпидевский. Постановление об этом вышло 20 апреля.

До войны имя героического спасителя ледокола «Челюскин» знали и взрослые, и дети. Однако после войны, в конце 40-х, имя Анатолия Ляпидевского исчезло со страниц газет, а его самого сняли со всех занимаемых постов.

16 июля 1933 года из Ленинграда в Мурманск, а затем во Владивосток, вышел пароход «Челюскин», чтобы отработать путь доставки грузов по Северному морскому пути. Экспедицию возглавил Отто Юльевич Шмидт. В конце сентября «Челюскин» был заблокирован льдами в Чукотском море. Пароход дрейфовал почти пять месяцев, и, казалось бы, свобода была близка, но 13 февраля 1934 года судно было раздавлено льдами, затонув в течение двух часов. На льду оказались 104 человека, которые заранее все подготовили к эвакуации.

За челюскинцев переживала вся страна. Спасение могло прийти только по воздуху. Но сильный мороз (почти 40 градусов) и ветер мешали летчикам добраться до потерпевших крушение. Было совершено 29 вылетов, но каждый раз самолеты возвращались ни с чем. И только 5 марта Ляпидевский сумел обнаружить во льдах лагерь челюскинцев. Когда обессиленные люди увидели самолет, то их радости не было предела. Летчик спас 10 женщин и двоих детей, в том числе новорожденную.

По воспоминаниям Ляпидевского, добраться до лагеря было практически невозможно. Тогда у самолетов не было застекленных кабин, радиосвязи, а сами летчики даже не надевали защищающие очки. Чтобы хоть как-то уберечься от мороза и ветра, они обертывали голову оленьей шкурой, прорезав для глаз тонкие дырочки.

Требовалось высочайшее мастерство, чтобы посадить самолет на небольшую льдину – всего 400 на 150 метров, а потом и взлететь с нее. После подвига Ляпидевского и другие летчики сумели долететь до погибающих людей. 13 апреля 1934 года был совершен последний рейс на льдину и спасены все участники экспедиции.

В операции по эвакуации челюскинцев принимали участие 7 летчиков: Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Михаил Водопьянов и Иван Доронин. Именно они стали первыми Героями Советского Союза, о чем было написано во всех газетах 20 апреля. А поскольку фамилия Ляпидевского стояла в списке на награждение первой, то Анатолий Васильевич и получил медаль №1. Церемония состоялась в начале ноября 1939 года.

Конкретика

Анатолий Ляпидевский родился в небольшом селе в Краснодарском крае. Его отец был священником, продолжив семейную династию.

Поповское происхождение в те годы накладывало на человека отпечаток «неблагонадежности» и закрывало двери во многие училища, институты и профессии. Поэтому юноша начал свою трудовую жизнь с помощника кузнеца, потом устроился в ученики к слесарю, работал на маслобойне.

Толя мечтал стать моряком. Но его не приняли из-за отца-священника. В те времена семья жила в Ейске, куда перевели из Севастополя школу морских летчиков. В нее Анатолий и поступил. По окончании поповского сына заслали подальше, на Дальний Восток, где ему пришлось развозить на самолете почту в дальние уголки края.

По совету товарищей Ляпидевский рискнул подать рапорт о зачислении его в только что открытое Главное управление Северного морского пути. Оно было создано для освоения Арктики и разработки кратчайшего пути от европейской части страны до Дальнего Востока. Ляпидевского, к его радости, взяли в эту структуру. Не случись этого, кто знает, как сложилась бы судьба эвакуированных на льдину.

Существует такая легенда, что во время торжественного приема в Кремле в честь летчиков, спасших челюскинцев, к авиаторам подошел Иосиф Сталин с бутылкой вина. Молодые герои стояли кучкой, стесняясь высокого начальства, и пили минеральную воду. Вождь сказал им, что на празднике нужно пить вино, и протянул бокал Ляпидевскому, а сам глотнул прямо из горлышка. Также он предложил Анатолию Васильевичу не стесняться своего происхождения, так как сам учился в духовном училище, а потом в семинарии. И пообещал выполнить любую его просьбу.

Ляпидевский тут же попросил разрешения на поступление в Военно-воздушную академию РККА имени Жуковского, куда его никогда бы не приняли из-за «запятнанной» биографии. И вскоре нарком обороны СССР Климент Ворошилов распорядился принять Анатолия Ляпидевского в академию, если тот сдаст экзамены. Или сначала подготовить, а затем принять.

После этого карьера летчика пошла в гору: замначальника инспекции авиапромышленности, директор авиационного завода. В войну Ляпидевский, мечтающий сражаться в небе, занимал исключительно командные посты, а потом вновь был назначен руководить заводом. Но в апреле 1949 года ему сообщили, что он освобожден от всех занимаемых должностей. Далее были два месяца неизвестности.

Анатолий Васильевич сходил с ума, так как знал, что никакие звания и подвиги не смогут уберечь его от ареста.

Некоторые историки предполагают, что таким образом Сталин хотел проучить и поставить на место легендарного героя, о котором трубили все газеты. Другие специалисты считают, что вождь таким образом проверял человека на стрессоустойчивость перед очень серьезным назначением. Кроме того, это было началом операции по засекречиванию героя. Как бы там ни было, но с этого момента фамилия Ляпидевского отовсюду исчезла и о герое вскоре забыли.

Чем занимался Ляпидевский, не знали даже его родные. Его назначили одним из руководителей НИИ, который занимался созданием водородной бомбы. Неудивительно, что имя героя засекретили и постарались удалить из народной памяти.

Чем занимался Ляпидевский, узнали только после испытания 30 октября 1961 года 50-мегатонной бомбы, прозванной «Царь-бомба» или «Кузькина мать». Говорят, что все участники испытаний получили очень большую дозу облучения. У Анатолия Васильевича позднее диагностировали лейкемию, но он еще 21 год, до последних своих дней, работал ведущим конструктором и заместителем главного инженера в КБ Микояна. Скончался первый Герой Советского Союза от простуды, которую подхватил на похоронах своего друга, одного из семи летчиков-спасателей челюскинцев, Василия Молокова, 29 апреля 1983 года.

Первый Герой России

Звание было учреждено законом России «Об установлении звания Героя Российской Федерации и учреждении знака особого отличия — медали „Золотая Звезда“» от 20 марта 1992 года и введено в действие в тот же день согласно постановлению Верховного совета России. Звание Героя Российской Федерации присваивается президентом России единожды (вторичное присвоение звания Героя Российской Федерации не производится).

Первым удостоенным звания Героя Российской Федерации стал начальник Липецкого центра боевой подготовки и переучивания летного состава генерал-майор авиации С. С. Осканов.

Два героя нашей страны – первый Герой Советского Союза и первый Герой России

При выполнении 7 февраля 1992 года летного задания на самолете МиГ-29 произошёл отказ техники, и генерал Осканов ценой своей жизни предотвратил падение самолета на населенный пункт. Звание Героя России было присвоено за «мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга» указом президента России от 11 апреля 1992 года № 384 (посмертно). Вдове С. С. Осканова была вручена медаль «Золотая Звезда» № 2, потому что, по версии Н. Т. Антошкина, руководство России решило, что Герой России № 1 должен был быть живым.

Медаль «Золотая Звезда» № 1 была вручена лётчику-космонавту С. К. Крикалёву за мужество и героизм, проявленные во время длительного космического полета на орбитальной станции «Мир». Звание Героя Российской Федерации ему было присвоено Президентом России в тот же день, 11 апреля 1992 года, но более поздним указом — за № 387.

Два героя нашей страны – первый Герой Советского Союза и первый Герой России

Есть такой интересный факт: первым в истории Героем России стал кавказец, вайнах, ингуш – военный летчик Суламбек Сусаркулович Осканов.

Суламбек появился на свет в тяжелом 1943-м, ровно за год до чудовищной сталинской депортации чеченского и ингушского народов с Кавказа. Родина его – небольшое ингушское селение Плиево (Пхьилекъонгий-Юрт) в Назрановском районе Ингушетии.

Вернувшись из изгнания в 1950-е годы, будущий герой жил в возрожденной Чечено-Ингушетии. После школы захотел стать военным летчиком. Чтоб получить заветную путевку в небо, окончил аэроклуб в Грозном.

Следующие тридцать лет своей жизни Суламбек Осканов верой и правдой отдал службе в ВВС – сперва Советского Союза, а затем – Российской Федерации.

В 1987 году заслуженный летчик Суламбек Осканов получил назначение на пост руководителя Центра боевой подготовки ВВС в Липецке. Подчинённые, пилоты со всех концов СССР, уважали и любили своего строгого, но справедливого отца-командира, прозвав его Сергеем Сергеевичем.

Судьбоносным для Осканова стал зимний день 7 февраля 1992 года. На тот момент генерал-майор авиации Суламбек Осканов на своем истребителе МиГ-29 вылетел в, казалось бы, обычный учебный полет.

Но неожиданно в самолёте Суламбека в силу неблагоприятных погодных условий случилась крупная поломка. Его боевой МиГ стремительно начал падать на лежавший внизу поселок Хворостянка Липецкой области. Времени на принятие единственного решения у пилота была пара секунд…

Увы, все великолепные летные навыки Суламбека Осканова тут оказались бессильны. Храбрый ингушский летчик не смог спасти самолет. Но до последнего пилот не покинул МиГ. Суламбек сделал все, что мог сделать настоящий мужчина в той ситуации – отвел падение истребителя в сторону от жилых строений…

11 апреля 1992 года президент РФ Борис Николаевич Ельцин подписал указ о присвоении Суламбеку Осканову звания Героя Российской Федерации. Первый в истории такой указ. Но затем решение подкорректировали. В Москве подумали, что первого Героя все же должен получить живой человек. Потому первую Золотую Звезду в Кремле торжественно вручили космонавту Сергею Крикалёву. При том, что указ об его награждении Ельцин подписал позже. Родным Суламбека Осканова же вручили Золотую Звезду Героя России под номером два…

Однако Суламбек Осканов был, есть и всегда будет первым героем нашей страны.

Сегодня гордое имя храброго летчика Суламбека Осканова присвоено главному аэропорту Ингушетии, его носят улицы в населенных пунктах этой северокавказской республики.

Как памятник бессмертному подвигу земляка стоит в Ингушетии и копия истребителя первого Героя России.

Есть летчику Суламбеку Осканову памятник и в Липецкой области.

Два героя нашей страны – первый Герой Советского Союза и первый Герой России

Память о подвиге Суламбека Осканова будет жить вечно!

У лётчиков есть знаменитый профессиональный тост – за то, чтобы количество взлётов равнялось числу посадок. Иными словами, за жизнь. В тот день, 7 февраля 1992 года, Суламбек Осканов добровольно отказался от своей собственной жизни. И выбрал бессмертие.

На чтение 15 мин Просмотров 1.9к. Опубликовано 15.07.2022

Звание Герой Советского Союза было высшей степенью отличия. Им удостаивали граждан, совершивших подвиг либо имеющих выдающиеся заслуги перед государством (как в военное, так и в мирное время).

Всего награду «Золотая» звезда, свидетельствующую о присвоении звания, вручали 12777 раз. Первые десять человек в этом списке получили ее полностью по праву. Иначе, как подвигом, назвать совершенное ими нельзя.

Первая семерка

Первые семь имен в списке — летчики полярной авиации, спасавшие членов экспедиции с парохода «Челюскин». В результате их действий были эвакуированы все 104 человека, оставшиеся в живых после того, как он затонул. Все семеро за проявленное мужество и отвагу 20.04.1934 года были удостоены звания Героя СССР.

Иван Доронин

Иван Васильевич Доронин (05.05.1903-02.02.1951) был призван на службу в ВМФ (Балтийский флот). Затем «переквалифицировался» в летчики, прошел обучение в Егорьевской авиационно-теоретической и Севастопольской летной школах.

Доронин

После этого служил летчиком в Черноморском флоте, был инструктором в школе морской авиации. В 1930 году сменил военную операцию на гражданскую, командовал транспортным самолетом, принимал участие в экспедициях по исследованию Арктики.

На момент вылета на помощь челюскинцам записи в летной книжке Доронина включали 9 лет летной работы, 300 000 км «налета» и ни одной аварии. Участвовать в эвакуации он вызвался одним из первых.

Затем в 1939 году Доронин заканчивает обучение в Военно-воздушной инженерной академии. В годы войны работал начальником летно-испытательных станций на нескольких авиационных заводах, будучи в звании полковника.

В годы службы и после нее был удостоен иных высоких советских наград — орден Красной Звезды, Отечественной войны первой степени, Красного Знамени, Ленина. Умер в 1951 году. В его честь названы улицы в нескольких городах России, в том числе, в Москве.

Михаил Водопьянов

Михаил Васильевич Водопьянов (18.11.1899-11.08.1988) добровольно вступил в ряды Красной Армии в 1918 году, участвовал в гражданской войне. Последовательно сменил несколько «профессий» — помощник шофера, шофер, авиамоторист, бортмеханик.

Водопьянов

В 1928 году, успешно сдав экзамены, стал пилотом 3-го класса, тем самым получив право работать летчиком в гражданской авиации. В 1929 году окончил Московскую летно-техническую школу.

Впоследствии работал в управлении Дальневосточных воздушных линий «Трансавиация», летал по дальним воздушным трассам, участвовал в подготовке маршрута перелета, получившего неофициальное прозвище «Трасса героев».

В 1933 году его самолет, совершавший испытательный полет по маршруту Москва-Петропавловск-Камчатский разбился на Байкале. Бортмеханик погиб, сам Водопьянов получил множественные переломы и иные тяжелые травмы.

Тем не менее, он сумел добиться у правительственной комиссии включения в число летчиков, отобранных для эвакуации челюскинцев. Совершил три рейса, смог вывезти 10 человек.

В 30-е годы он остался активным участником высокоширотных арктических экспедиций. Участвовал в советско-финской и Великой Отечественной войне. С февраля 1946 года — в запасе, в звании генерал-майора авиации.

После войны Водопьянов стал писателем. Нетрудно догадаться, что сюжеты он черпал из собственного опыта. Был принят в члены Союза писателей СССР. Умер в 1988 году.

Еще при жизни (1969 год) Водопьянов стал почетным гражданином родного города — Липецка. К 120-летию со дня его рождения там же установлен его памятник. Есть и еще один — в Москве (Ходынский бульвар).

Маврикий Слепнев

Маврикий Трофимович Слепнев (27.06.1896-19.12.1965) участвовал еще в Первой Мировой войне. В ряды Красной Армии вступил в 1918 году. В гражданскую войну был военным инженером.

Слепнев

В 1923 году окончил Высшую школу военных летчиков, через два года стал летчиком Всесоюзного объединения ГВФ. Почти пять лет работал на маршрутах в Средней Азии, затем был переведен в Сибирь.

Участвовал не только в экспедиции по спасению челюскинцев — перед этим Слепнев был отправлен в США для закупки подходящих для этого самолетов. Результат его единственного рейса — эвакуация пяти человек. Он же впоследствии доставил руководителя экспедиции О. Ю. Шмидта в США для лечения.

В 1936 году Слепнев окончил Военно-воздушную инженерную академию. Совсем недолго был командиром Эскадры дирижаблей ГВФ. С 1939 года — в должности начальника академии ГВФ.

В годы Великой Отечественной войны служил заместителем командира авиабригады ВВС Черноморского флота. Затем был переведен в Главное управление ВВС ВМФ и Главный штаб ВМФ. В отставку вышел в звании полковника.

Умер 19.12.1965 года. Именем Слепнева в СССР были названы улицы в российских и украинских городах, в том числе, в Москве. Также его имя носит один из самолетов МЧС России.

Сигизмунд Леваневский

Сигизмунд Александрович Леваневский (15.05.1902-13.08.1937?) — несмотря на дворянское происхождение, в 1917 году участвовал в Октябрьской революции, а затем — и в Гражданской войне на стороне большевиков, вступив в 1918 году в ряды Красной Армии.

Леваневский

Военно-морским летчиком стал, окончив в 1925 году Севастопольскую школу морской авиации. Через 5 лет был отправлен в запас, вскоре после этого возглавил летно-учебную часть Всеукраинской школы летчиков.

С 1933 г «переквалифицировался» в полярные летчики. На счету Леваневского — несколько сверхдальних перелетов. В частности, он доставил на Аляску «коллегу» из США Дж. Маттерна, пытавшегося совершить кругосветный перелет, но вынужденного сесть в окрестностях Анадыря.

В 1934 году был привлечен к операции по спасению челюскинцев, вместе со Слепневым участвовал в закупке самолетов в США. Непосредственно в лагерь не летал, однако его вклад в спасение жизней эвакуированных был очень весомым.

В частности, Леваневский, на самолете с неисправностями мотора совершил крайне рискованный перелет из Уэлена в бухту Лаврентия. Его «пассажиром» был хирург Леонтьев — заместитель начальника экспедиции нуждался в срочной операции.

После участия в спасении челюскинцев Леваневский продолжил сверхдальние высокоширотные перелеты. Вместе с экипажем он пропал без вести при попытке совершить перелет Москва-Северный полюс-Фэрбанкс на экспериментальной модели самолета.

Связь с экипажем прервалась в 14:49 по Москве 13.08.1937 года. В последнем официально принятом сообщении — сведения о крайне неблагоприятных метеоусловиях и отказе двигателя.

Организованные СССР и США поиски были безрезультатны. Существует несколько версий крушения самолета Леваневского, но до сих пор ни одна из них не получила подтверждения.

Василий Молоков

Василий Сергеевич Молоков (13.02.1895-29.12.1982) — в 1915 году был призван на службу еще в Российской империи. Последовательно сменил «профессии» матроса, стрелка морского батальона, помощника бортмеханика, моториста морской авиации.

Молоков

В рядах Красной Армии с 1918 года. После Гражданской войны проходил обучение в Школе морской авиации (Нижний Новгород) и Объединенной школе морских летчиков (Самара).

В 1923-1924 годах обучался в высшей военной школе красных морских летчиков (Севастополь). Затем остался в ней в качестве инструктора. У него проходили обучение трое из первой семерки Героев Советского Союза — Доронин, Леваневский и Ляпидевский.

С 1931 года Молоков работает в ВФ. В 1932 году — пилот и командир отряда полярной авиации Главного управления Северного морского пути. Работал на уже известных трассах, участвовал в разведке и разработке новых маршрутов.

После крушения парохода «Челюскин» был экстренно направлен для усиления спасательного отряда, благодаря своему богатейшему полярному опыту. Именно Молоков эвакуировал больше всех челюскинцев — 39 человек.

Затем продолжил практиковать выдающиеся арктические перелеты. Участвовал в первой советской экспедиции на Северный полюс. Неоднократно представлял СССР на авиавыставках за рубежом.

С 1938 года Молоков — начальник Главного управления ГВФ. В ходе советско-финской обеспечивал снабжение армии всем необходимым. В начале Великой Отечественной успешно «перенаправил» гражданскую авиацию на обеспечение армейских нужд.

Затем был командиром дивизий на Западном и Белорусском фронтах. Участвовал в нескольких наступательных операциях. Войну закончил в звании генерал-майора авиации.

В 1947 году Молоков вышел в запас и вернулся в гражданскую авиацию. Долгое время был председателем Высшей квалификационной комиссии ГВФ, пробовал себя в писательстве. Умер в 1982 году.

К 115-й годовщине со дня рождения Молокова в его родном селе установлен памятник. Его имя носит мыс на острове Земля Франца-Иосифа. Также есть остров Молокова на реке Енисей и улицы во многих городах России и других республиках бывшего СССР.

Николай Каманин

Николай Петрович Каманин (18.10.1908-12.03.1982) — как сам признавался впоследствии, исправил год рождения для поступления в летную школу. На самом деле он родился в 1909 году.

Каманин

В рядах Красной Армии с 1927 года. Год спустя окончил Военно-теоретическую школу ВВС РККА (Ленинград), еще через год — Вторую военную школу летчиков (Борисоглебск). Служил на Дальнем Востоке, начав с младшего летчика и дослужившись до командира отряда 28-й отдельной авиаэскадрильи.

После крушения парохода «Челюскин» назначен командиром отряда по спасению выживших. Успешно провел всю группу самолетов по протяженному маршруту в крайне сложных метеоусловиях. На собственном самолете Каманин эвакуировал 34 человека.

В 1935 году направлен на обучение в Военно-воздушную академию РККА. Окончив ее с отличием, был назначен командиром 19-й легкобомбардировочной бригады Харьковского авиагарнизона.

Участвовал в советско-финской войне. В 1940 году переведен в Среднюю Азию (Ташкент) в качестве командира 3-й отдельной авиабригады ВВС Среднеазиатского военного округа. Еще через год возглавил 4-ю авиабригаду (там же), участвовал в Иранской операции.

Начав Великую Отечественную войну в Средней Азии, в 1942 году Каманин был переведен на Калининский и Украинский фронт. В дальнейшем соединения под его командованием участвовали во многих наступательных операциях, освобождении от фашистов стран Восточной Европы.

Войну Каманин закончил в звании генерал-лейтенанта авиации. Участвовал в Параде Победы на Красной площади. Удостоен множества наград, в том числе — персональной благодарности И. В. Сталина в приказах (29 раз).

После войны Каманин работал преимущественно в ГВФ и ДОСААФ. С 1960 года руководил отбором и подготовкой первых советских космонавтов, в том числе, был председателем комиссии, принимавшей у них экзамены.

Именно он принял решение считать первым кандидатом на полет в космос Ю. А. Гагарина, а «запасным» — Г. С. Титова. Он же представлял Государственной комиссии первых космонавтов, официально носивших звание «пилот-космонавт ВВС».

После успешного полета Ю. А. Гагарина Каманин сопровождал его в «зарубежном турне». Он активно «лоббировал» идею отправки в космос женщины. С большой долей вероятности можно утверждать, что без его поддержки полет В. В. Терешковой не состоялся бы.

В 1966-1971 годах Каманин занимал должность помощника Главнокомандующего ВВС по космосу. После отставки жил в Москве, умер в 1982 году.

Анатолий Ляпидевский

Анатолий Васильевич Ляпидевский (23.03.1908-29.04.1983) — вступил в Красную Армию в 1926 году. Год спустя окончил Военно-теоретическую школу ВВС (Ленинград), еще через год — Школу морских летчиков (Севастополь).

Ляпидевский

Служил на Балтийском флоте, был летчиком-инструктором в школе морских летчиков (Ейск). С 1933 года — в запасе, перешел на работу в ГВФ на Дальнем Востоке.

В экспедиции по спасению челюскинцев совершил почти три десятка поисковых полетов в сложнейших метеоусловиях. На собственном самолете эвакуировал первых 12 человек (10 женщин и два ребенка).

В 1935 году вернулся в армию. Во время Великой Отечественной войны возглавлял один из отделов НИИ ВВС, авиационный завод. После войны занимал множество должностей.

Наиболее важные из них — главный контролер Госконтроля СССР, заместитель министра авиапромышленности, первый заместитель начальника КБ-25, заместитель главного инженера ОКБ А. И. Микояна.

В запас Ляпидевский вышел в 1961 году в звании генерал-майора авиации. Умер в 1983 году, не сумев оправиться после простуды. Заболел он, посетив похороны Молокова.

Следующая тройка

Следующие три Героя по «весомости» заслуг не уступают первым семи. Звания они удостоены за один «общий» подвиг.

Георгий Байдуков

Георгий Филиппович Байдуков (27.05.1907-28.12.1994) — в Красную Армию вступил добровольцем в 1926 году. Прошел обучение в Военно-теоретической школе ВВС РККА (Ленинград) и Первой военной школе летчиков.

Байдуков

Службу Байдуков проходил в 20-м отдельном авиаотряде ВВС (Московский военный округ). В 1930 году направлен в НИИ ВВС как летчик-инструктор. Впоследствии был назначен летчиком-испытателем под руководством В. П. Чкалова.

В 30-х годах активно участвовал в испытательных полетах на самолетах-истребителях новых конструкций, в том числе, в Арктике. Успешно совмещал это с писательской деятельностью.

Звание Героя получил после беспосадочного перелета по маршруту Москва-Петропавловск-Камчатский-остров Удд в устье Амура через Северный Ледовитый океан в качестве второго пилота (протяженность маршрута — 9374 км, время в полете — 56 часов 20 минут).

Байдуков участвовал в советско-финской войне. С ноября 1941 года — вновь в рядах РККА (последовательно на Калининском, Степном, Воронежском, Украинском, Белорусском фронтах). После Великой Отечественной остался на командных должностях в ВВС и ГВФ.

В 50-70-х был одним и главных участников создания системы и войск ПВО СССР. В отставку вышел в 1988 году в звании генерал-полковника авиации. Умер в 1994 году, его имя носят улицы в российских, украинских, белорусских городах.

Александр Беляков

Александр Васильевич Беляков (21.12.1897-28.11.1982) — призван в армию Российской Империи в 1916 году, участвовал в Первой Мировой войне. В 1919 года в рядах Красной Армии, воевал в дивизии под командованием В. И. Чапаева.

Беляков

В 1921 году окончил Аэрофотограмметрическую школу (Москва), остался в ней в качестве техника-лаборанта. Постепенно «дорос» до помощника начальника учебного отдела. Одновременно обучался в Московском лесном институте.

В начале 30-х преподавал аэронавигацию в Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. В 1935 году возглавил там кафедру штурманской службы.

Одновременно активно принимал участие в дальних и рекордных авиаперелетах. Звания Героя удостоен за тот же перелет, что и Байдуков. Он совершал его в качестве штурмана.

Участвовал в советско-финской войне. В годы Великой Отечественной руководил сначала 1-й Рязанской высшей школой штурманов ВВС, затем (в эвакуации) — Высшей школой штурманов и летчиков авиации дальнего действия.

Беляков подготовил более 300 «ночных» экипажей и 800 авиационных штурманов. В действующей армии (Украинский и Белорусский фронт) он оказался только в 1945 году для стажировки и получения боевого опыта.

После войны возглавлял штурманский факультет Военно-воздушной академии. В отставку вышел в 1960 году в звании генерал-лейтенанта авиации. Перешел на работу в МФТИ, до конца жизни возглавлял там военную кафедру.

Службу и должность в институте Беляков успешно совмещал с «художественным» описанием собственных экспедиций и написанием научных трудов по аэронавигации. За свою научную деятельность «заработал» звания доктора географических наук и профессора.

Умер в 1982 году. Имя Белякова носят улицы в российских, белорусских и украинских городах. В его честь назван остров в Охотском море и горный пик в Дагестане. Он является почетным гражданином Ногинска и Николаевска-на-Амуре.

Валерий Чкалов

Валерий Павлович Чкалов (02.02.1904-15.12.1938) — «загорелся» мечтой об авиации с 15 лет. Уехав в Нижний Новгород из родного села, по совету односельчанина вступил в РККА, начал работать в авиапарке учеником слесаря-сборщика самолетов.

Чкалов

В 1921-1923 годах прошел обучение в Теоретической школе авиации РКВФ РСФСР (Егорьевск). Продолжил его во 2-й военной школе летчиков Красного воздушного флота (Борисоглебск).

Закончив его, был направлен в Москву для освоения боевых самолетов. С 1924 года проходил обучение в Серпухове, в Высшей военной авиационной школе воздушной стрельбы и бомбометания (под руководством летчика-инструктора М. М. Громова).

Окончив обучение, направлен на службу в Ленинград. Проявил себя как отважный и умелый летчик, однако, регулярно отстранялся от полетов и получал взыскания за рискованные действия. Были и более серьезные последствия проблем с дисциплиной — год лишения свободы по приговору военного трибунала за выход на службу в пьяном виде.

В 1927 году успешно прошел курсы совершенствования летного мастерства (Липецк). Участвовал в параде в честь 10-летней годовщины Октябрьской революции в Москве. В конце того же года сменил место службы — был отправлен в Брянск.

Там вскоре совершил аварию, врезавшись в провода. Командование авиабригады обвинило Чкалова в лихачестве и многократных нарушениях дисциплины. Военным трибуналом он был вновь осужден (наказание в виде лишения свободы сроком на год), уволен из РККА.

Однако уже через месяц по ходатайству К. Е. Ворошилова и Я. И. Алксниса наказание заменили на условное. Чкалов вернулся в Ленинград, работал в местном Осовиахиме. В 1930 году был восстановлен в армии.

Работая в НИИ ВВС РККА, совершил более 800 испытательных полетов на самолетах 30 разных типов. С 1933 года Чкалов вновь в запасе, но продолжает испытательные полеты на самолетах новейших конструкций на Московском авиационном заводе № 39.

Звание Героя Советского Союза получил как командир экипажа сверхдальнего беспосадочного перелета Москва-остров Удд совместно с Байдуковым и Беляковым. Также Чкалов был командиром экипажа самолета, впервые совершившим беспосадочный перелет из Москвы в США (Ванкувер, штат Вашингтон) через Северный полюс.

Далее испытательные полеты Чкалова становились все более рискованными и опасными для жизни. Яркий пример — полет на облегченном варианте самолета И-16 с мотором М-62И. Неполадки в моторе вынудили летчика совершить аварийную посадку, он получил ранения.

Погиб Чкалов в ходе еще одного испытательного полета на новом истребителе И-180, конструкция которого «грешила» многочисленными дефектами и «недоделками». Однако полет все же назначили на 15 декабря, желая успеть до конца года.

Изначально все шло неплохо, однако при заходе на посадку отказал двигатель. Чкалов, демонстрируя чудеса мастерства и самообладания, смог увести самолет от жилых домов и почти совершил посадку, но он зацепился за электрические провода.

В результате его выбросило из кабины. Ставшие свидетелями катастрофы рабочие автобазы отправили Чкалова в больницу, однако там он скончался от полученной черепно-мозговой травмы. Эта смерть повлекла за собой многочисленные аресты и суровые приговоры лицам, причастным к организации полета.

Существует версия, согласно которой, смерть Чкалова — не несчастный случай, а результат целенаправленных действий НКВД. Ее озвучила дочь летчика, Валерия Валерьевна, обвиняя в смерти отца И. В. Сталина и Л. П. Берию.

23 июня 1934 года состоялось награждение семерых лётчиков, принимавших непосредственное участие в спасении экипажа раздавленного льдами парохода «Челюскин». Арктическая экспедиция под руководством Отто Юльевича Шмидта на этом судне исследовала возможность доставки грузов по Северному морскому пути из Европейской части СССР на Дальний Восток за одну навигацию. Выйдя 2 августа 1933 года из Мурманска, 23 сентября «Челюскин» в Чукотском море столкнулся со сплошными льдами и концу месяца был полностью заблокирован ими. Спасение экспедиции Шмидта, осуществлявшееся в крайне сложных условиях, вызвало широкий резонанс в советском обществе.

Первыми Героями Советского Союза стали лётчики — участники спасательной операции Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Михаил Водопьянов и Иван Доронин, которые 23 июня в Кремле были награждены орденами Ленина. Все эти лётчики были удостоены почётного звания Героя одним постановлением ЦИК СССР от 20 апреля 1934 года, но первым в списке был Ляпидевский, и это не случайно. Именно он 5 марта 1934 года обнаружил лагерь участников экспедиции, первым совершил посадку на льдину и также первым вывез 12 челюскинцев – десятерых женщин и двоих детей. Когда 4 ноября 1939 года состоялось вручение новоучреждённых знаков отличия Героев СССР, именно Анатолий Васильевич Ляпидевский получил Звезду Героя под номером 1.

Во время спасательной операции в Арктике Ляпидевскому было 25 лет. В 40-градусные морозы на самолёте АНТ-4, даже не оборудованном застеклённой кабиной (для защиты от холода приходилось обматывать лица оленьими шкурами, оставляя щёлочки для глаз), ему пришлось совершить в поисках терпящей бедствие экспедиции три десятка вылетов. В годы Великой Отечественной войны Анатолий Васильевич возглавлял один из отделов НИИ ВВС, а в 1942–1943 годах находился на должностях заместителя начальника ВВС 19-й армии и начальника отдела полевого ремонта 7-й воздушной армии Карельского фронта. После войны Ляпидевский занимал руководящую должность в одном из КБ министерства среднего машиностроения, которое в СССР отвечало за разработку и производство ядерных боеприпасов.

​Герой Советского Союза генерал-майор Анатолий Васильевич Ляпидевский. Послевоенная фотография - Фото дня: первый Герой Советского Союза | Военно-исторический портал Warspot.ru
Герой Советского Союза генерал-майор Анатолий Васильевич Ляпидевский. Послевоенная фотография

Не пропустите также:

  • Герои сказки телефон чуковского
  • Герои на телефон андроид
  • Героев сибиряков 37а телефон
  • Гепатолог консультация по телефону
  • Героев революции 5 поликлиника телефон


  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии